Меню сайта
Архив материалов
    
Полезные ссылки
Геноцид армян
Ходжалы: Хроника невиданного подлога и фальсификаций
Сумгаит.ИНФО - Этнические чистки на Южном Кавказе
MARAGHA

Почему мы должны признать и изучать армянский геноцидВопрос: зачем нам это нужно? В отместку Турции? Чтобы улучшить отношения с Арменией? Чтобы восстановить истрическую справедливость? Все три ответа неправильны. Турция нам больше не союзник, но и Армения нам не друг, а точнее, протеже нашего врага Ирана. Восстановить историческую справедливость? Это нам не под силу, и я сомневаюсь, что Комиссия по делам культуры и спорта, которой поручено разбираться в истории многовековой вражды между армянами и турками, способна составить какое-либо представление, на чьей, собственно, стороне эта правда. История армянского геноцида сложна и запутанна, она документирована не так тщательно, как история Холокоста, и начиная с прошлого века является полем войны двух нарративов – турецкого и армянского.

Но есть одна веская причина для того, чтобы серьезно подойти к изучению армянского геноцида – вплоть до введения этого предмета в школьную программу наряду с изучением Холокоста: это часть истории нашего народа и нашего региона.

В последнее время появилось много исторических работ о роли Германии в армянском геноциде. Большинство ученых, в том числе и немецких, склоняются к тому, что немецкие союзники Оттоманской империи были не только пассивными наблюдателями, но и явно солидаризировались с турками. Они видели и свидетельствовали об этом в своих отчетах, что преступление не было спонтанным этническим столкновением, спровоцированным войной между Турцией и Россией, но тщательно планировалось исходя из геополитических соображений: османы не желали присутствия христианского анклава, расположенного между турками и мусульманами Кавказа.

Хотя сегодня мы воспринимаем эти события в контексте противостояния цивилизаций, вряд ли можно считать армянский геноцид прототипом джихада. Депортируя армян в сирийском направлении и организовывая эту депортацию на манер маршей смерти, которые мы увидели позже во время Холокоста, турки надеялись, что арабские братья-мусульмане добьют их. Но этого не произошло. Сирийские арабы не оказались столь "продвинутыми" исламистами, как их палестинский единоверец Амин аль-Хусейни. Они, напротив, спасли многих армян от голодной смерти, предоставляя им кровь и принимая в свои семьи армянских сирот. Даже сегодня существует поверье, что многие сирийцы являются потомками армян. Скорее всего, в решении турок уничтожить армян религия как таковая играла меньшую роль, чем присутствие национального коллектива со своими собственными национальными амбициями, которые могли быть реализованы только за счет Турции.

Израильские историки, в том числе и исследователь Холокоста профессор Иегуда Бауэр, считают, что армянский геноцид является наиболее близкой параллелью Холокоста, и схожестей в этих двух явлениях больше, чем различий. И первая общность состоит именно в том, что речь идет о сознательно принятом и спланированном решении, а не вспышке кровавой этнической розни, каких много в истории народов.

Различие же, по Бауэру, состоит в том, что нацисты видели в существовании евреев центральную проблему мировой истории и отношение к евреям, согласно его оценке, было для них чем-то вроде псевдорелигии. Турки же стремились уничтожить армян сугубо по причинам политического характера, причем только в Турции.

О том, какое влияние оказал на Гитлера Геноцид армян, подробнее всего написал Геворк Бардакджан в своей книге "Гитлер и армянский геноцид" (Cambridge, Massachusetts: The Zoryan Institute, 1985). Это влияние было большим, чем принято думать, и оно не ограничивается еврейским вопросом – вся концепция Гитлера о завоевании жизненного пространства путем уничтожения этносов сформировалась под влиянием армянского геноцида. В книге приводятся выдержки из речи Гитлера в августе 1939 года накануне вторжения в Польшу: "Я отдал приказ и я расстреляю каждого, кто произнесет слово критики, потому что наша цель в войне - это не достигнуть каких-либо линий, а физическое уничтожение врага. Соответственно я привел мои смертоносные формирования в стадию боевой готовности четким приказом безжалостно уничтожать мужчин, женщин и детей польского происхождения и языковой принадлежности. Только так мы завоюем жизненное пространство, которое нам необходимо. Кто, после всего, помнит сегодня об уничтожении армян?"

Почему армянский геноцид нужно включить в израильские школьные программы?

- Потому что он был первым в XX веке прецедентом массового уничтожения одного этноса другим, то есть про-Холокостом.

- Потому что иерусалимский муфтий-нацист начал свою карьеру с Геноцида армян

- Потому что соучастниками армянского геноцида были немцы – союзники Турции в Первой мировой войне

- Потому что армянский геноцид и его непризнание таковым Турцией говорит о том, что геноцид и по сей день является легитимным способом решения проблем в нашем регионе. Если бы это было не так, то Турция уже бы давно признала бы армянский геноцид, имевший место много лет назад в Оттоманской империи. Но Турция, напротив, настаивает на преемственности своей, построенной на геноциде, государственности и шантажирует те страны (в том числе и нас), которые время от времени поднимают этот вопрос.

Армянский геноцид демонстрирует нам, что может произойти с целым этносом, соседи по региону которого воспринимают его как инородное тело и которое они стремятся удалить из региональной ткани. Он позволяет понять, что имеют в виду арабы, когда говорят о "свободной от евреев Палестине", как недавно выразился лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас. Он является примером стратегии, которая стремится к тотальной этнической и конфессиональной однородности регионального пространства - любой ценой.

Армянский геноцид актуален. Он вдохновлял нацистов и отцов палестинского национализма. Он вдохновляет сегодня исламофашистов, которые мечтают об окончательном решении израильского вопроса и которые открыто, с помощью средств массовой информации призывают к геноциду израильтян. И наконец, армянский геноцид - это наглядное пособие: что хотели с нами сделать арабы в 1948 и в 1967 году, если бы они выиграли эти войны, и все то, что они по-прежнему хотят с нами сделать.

Но, к счастью, не могут.

Нелли ГУТИНА, журналист и писатель


Источник: golosarmenii.am

Раздел: Статьи | Просмотров: 1531

  Рассказать друзьям:
Поиск
При любом виде копирования материалов с сайта,
ссылка на 24april1915.info обязательна!


24 Апреля 1915 © 2011 - 2017 | Хостинг от uCoz