Меню сайта
Архив материалов
    
Полезные ссылки
Геноцид армян
Ходжалы: Хроника невиданного подлога и фальсификаций
Сумгаит.ИНФО - Этнические чистки на Южном Кавказе
MARAGHA

Турецкий национализм или национальное "Я" появился на исторической арене довольно поздно. Этому опозданию посвящено немало анекдотов.

В конце XIX века в Париже представителей младотурок спросили:

- Какой вы национальности?

- Мы - мусульмане, - прозвучал ответ.

- Но это же религиозная принадлежность?

- Тогда мы - османы.

- Да ведь это тоже не национальность.

Младотурки были в замешательстве, но никому из них не пришло в голову назвать себя турками.*

В 1908г., после провозглашения конституционной монархии собравшиеся на улицах Салоник и Стамбула массы, за неимением своего, пели национальный гимн Франции.**

_______________________

** Tank Zafer Tunaya, Türkiye'de Siyasal Partiler, Cilt III, s.22, Istanbul 1989.

* Çetin Yetkin, Türk Halk Hareketleri ve Devrimleri Tarihi, s.344-345, Istanbul 1984.

_______________________

О национальном "Я" впервые серьезно начали думать лишь в начале XX века. В 1898 году венгерский востоковед; Вамбери с удивлением пишет, что в Стамбуле среди турок он не встретил никого, кто серьезно интересовался бы проблемой турецкого национализма и тюркскими языками.* Идеолог турецкого национализма Зия Гекальп историей турок начал интересоваться лишь после того, как в 1896 г. прочел произведение Леона Кажа о турках. "Первой книгой", купленной мной после прибытия в Стамбул, - писал он, - была история Леона Кажа. Она как будто была написана для пропаганды идеологии тюркизма".**

_______________________

* Aktaran, Fraçois Georgeon, Türk Milliyetçiliğinin Kökenleri, Yusuf Akçura (1876-1935), s.14, Ankara 1986.

** Ziya Gökalp, Türkçülüğün Esaslan (Günümüz Türkçesiyle), s.10-11, Istanbul 1978.

_______________________

В то время и даже в начале XX века в османских школах история турок не преподавалась. Даже в 1911 г. в турецких средних школах две трети уроков истории отводились истории Франции, а остальная треть-другим европейским государствам.* До революции 1908 г. двери религиозных школ медресе были закрыты для турецкого языка. Преподавалась лишь османско-исламская история, начинавшаяся с повествования жизни пророка.

_______________________

* François Georgeon, a.g.e., s.84.

_______________________

Естественным следствием этого опоздания стало стремление быстро наверстать упущенное, что приняло форму неприкрытой агрессии против остальных этнических групп. А причину этого опоздания, не вникая в подробности, можно изложить следующим образом.

Наиважнейшей причиной является ислам. У османцев мусульманское сознание, в отличие от остальных мусульманских стран, развивалось в ущерб тюркизму. Влияние ислама на тюрок было столь велико, что после принятия ислама ни в одном из тюркских государств турецкий так и не стал официальным языком. Наоборот, до конца 12-го века официальным языком всех тюркских государств был арабский.*

_______________________

* Agâh Sirri Levent, Türk Dilinde Gelişme ve Sadeleşme Evreleri, s.6, Türk Tarih Kumuru Yayini, Ankara 1960.

_______________________

Все исследователи настоящей темы подчеркивают отрицательное влияние ислама на процесс формирования турецкого национализма.* Согласно Вамбери, "в тенденции Денационализации ислам нигде не добился такого крупного успеха, как среди османских турок".** Это утверждение находим так же у Б. Люэса.*** Таким образом, вся доисламская история турок "была забыта и растворена в исламе, даже само название "турок" в какой-то мере идентифицировалось с мусульманином".****

_______________________

* Ряд авторов имеет разный подход к взаимоотношениям ислама и пантюркизма. Согласно автору, версия о потере национального лица турками после принятия ислама не соответствует действительности. Наоборот, ислам способствовал сохранению турецкого этноса. Аналогичной точки зрения придерживается также Текин Альп, утверждавший, что причиной "детюркизации" таких народов, как венгры и болгары, явилась как раз их христианизация. Это является отдельной темой для дискуссии. Однако смысл этих утверждений в том, что благодаря исламу турки сохранили свой язык и руководящую роль в обществе, что не равнозначно сохранению турецкого самосознания.

** Aktaran, Gotthard Jeschke, Der Turanismus der Jungtürken, Zur Osmannischen Aubenpolitikim Weltkriege, s.3, Leipzig 1941.

*** Bernard Lewis, Modern Türkiye'nin Doğuşu, s.327, T.Т.К. Yayini, Ankara 1988.

**** A.g. e, s.8.

_______________________

На эту отрицательную сторону ислама обратили внимание и пантюркисты. Начиная с VIII века, арабско-персидская культура ликвидировала турецкую культуру и мысль, заодно и турецкую историю. Следствием религиозно-культурного давления арабского мира стало исчезновение турецкого "Я".* Аналогично размышляет М. Кемаль: "Наша нация слишком опоздала в применении националистических идей и допустила много погрешностей... Наша нация особенно сильно пострадала от отсутствия самосознания. Мы поняли, что наша вина - в самозабвении".**

_______________________

* Ali Kemal eram, Türkçülük Mücadeleleri Tarihi, s.70, Istanbul 1969.

** Aktaran, M. Goloğlu, Türkiye Cumhuriyeti 1923, Milli Mücadele Tarihi, 5. Cilt, s.177, Ankara 1971.

_______________________

Факт создания огромной империи оказал влияние на историческое сознание османцев. Им были чужды категории "родина" и "нация". Поэтому османские лидеры так никогда и не поняли сути развивающегося на Западе национализма, оценивая его как "действия башибузуков". Французская буржуазная революция в глазах османских лидеров "сеяла смуту и пожар междоусобиц". В своем докладе, посвященном французской буржуазной революции, ра-исулькюттаб периода Селима III Али-эфенди предводителей революции характеризовал как "грязных людей, сеявших смуту, подстрекателей, преследующих грязные цели".* Историк Джевдет-паша, который обратил внимание на этот доклад через сто лет после революции целиком разделил точку зрения Али-эфенди. По мнению Джевдет-паши, лидеры революции - "подлецы" и "бандиты", а сама революция-стихия, где власть в свои руки берут бандиты".**

_______________________

* Aktaran, Ahmet Rasim, Osmanli Imparatorluğu'nun Reform Çabalan Içinde Batiş Evreleri, s.81, Istanbul 1987.

** Aktaran Yalçin Küçük, Aydin Üzerine Tezler, Cilt 2, s.257, Istanbul 1985.

_______________________

Если отбросить в сторону чуждые нам оценки османских лидеров, можно говорить об их преданности идеям интернационализма многонационального государства. Это наблюдается также при затрагивании понятия "родина". До XIX столетия оно применялось в слишком узком смысле для обозначения понятий - "место рождения" и "местожительство".* Как утверждает Джевдет-паша, для турецкого солдата родина - это просто деревенская площадь.** Даже к концу столетия оно применялось в этом значении.*** "Родина, - говорит Абдул Гамид, - место, куда ступает нога человека. Мне непонятно, как можно за нее умереть. Нехорошо, когда народы уничтожают друг друга за родину".****

_______________________

* David Kushner, Türk Milliyetçiliğinin Doğuşu, s.77, Istanbul 1979.

** Cevdet Paşa, Maruzat, s.114, Istanbul 1980.

*** В этот же период среди пантюркистов начинают получать популярность идеи об идентификации Анатолии с родиной, но об этом чуть позже.

**** Ziya Karal, Osmanli Tarihi, VIII. Cilt, s.260.

_______________________

За невосприятием национализма скрывается еще одна причина. Османские лидеры отлично понимали, что распространение идей национализма может привести к распаду империи. Еще в 1862 г. Али-паша в письме министру иностранных дел Франции предупреждал, что "подстрекательство населения Балкан приведет к хаосу, "вечной войне" и надо подумать о том, какими последствиями чревата свобода национальных чаяний всех народов османской империи. Потом потребуются столетия и море крови, чтобы хоть отчасти восстановить равновесие".*

Поучительным примером такого мышления является подход османской верхушки к национально-освободительному движению болгар. Они никоим образом не касались национального содержания этих восстаний, провозгласив их "следствием подстрекательства русских" или "неблагодарностью национальных меньшинств, пользовавшихся определенными привилегиями". Ни в одном документе нет даже намека на то, что эти восстания носили национальный характер.**

_______________________

* Orhan Koloğlu, Abdülhamit Gerçeği, s.383, Istanbul 1987.

** Fikret Adanir, Die osmanishce Geschichtschreibung zur Gründung des bulgarischen Staates, Südosteuropa Mitteilungen, 29. Jahrgang Nr.2/1989.

_______________________

На отрицательное влияние многонационального космополитического характера османской империи на национальное сознание турок часто обращали внимание и авторы пантюркистского толка. "Династия османов стремилась расплавить в космополитической печи все связи народа с его предками, его национальное самосознание, традиции и идеалы. Государство очень скоро перестало быть турецким".* Исходя из этого, в республиканский период пантюр-кисты обвиняли османскую династию в попытке уничтожить турецкую расу. **

_______________________

* Ali Kemal Meram, a.g.e., s.46.

** A.g.e., s.65.

_______________________

Многонациональный характер османской империи поставил представителей господствовавшего этноса перед странной дилеммой. Поскольку основной целью было сохранение структуры многонационального государства, представители турецкого этноса не могли открыто выставлять свое национальное "Я". "Официальной" была провозглашена та идеология, которая позволяла интегрировать все народы империи в единую общность. Поэтому до 1914г. они скрывали свою пантюркистскую сущность за доктриной паносманизма. Член османского парламента Халиль Ментеше в своих воспоминаниях признает, что "турки были вынуждены объединять разные этнические элементы империи, и потому боялись провозглашать себя "турками".* До Балканских войн иттихадисты, находившиеся у руля власти, по этой причине отказывались от явной поддержки идеологии пантюркизма, но после этих войн, когда большая часть нацменьшинств простилась с османским государством, "сорвались с цепи". Пантюркистская сущность итшхадистов в ходе этих войн освободилась от вынужденной спячки, и турки, наконец, громко заговорили о своем существовании.** И в спешке, вызванной упомянутым выше опозданием, начали осуществлять политику тюркизаиии.

_______________________

* Osmanli Mebusan Meclisi Reisi Halil Menteşe'nin Ani/arı, s.13, Istanbul 1986.

** Tank Zafer Tunaya, a.g.e., s.310.

_______________________

Одним из важных принципов этой политики стало враждебное отношение к другим национальностям, способствовавшее распаду империи за свое национальное "Я", тогда как иттихадисты были вынуждены притвориться космополитами. После 1912г. особенно планомерно стали создаваться различные пантюркистские общества. "Тосковавший по Великому Турану новый, пробужденный тюркский мир заложил основу здания монархии, на троне которой должна была сиять золотая корона Турана. Столбами этого здания стали Тюркское научное общество, Общества "Родина тюрок", "Тюркский очаг" и "Тюркская мощь".*

_______________________

* Türk Gücü Cemiyeti Murahhas-i Mes'ulü Kuzcuoğlu Tahsin Bey'den aktaran, Zafer Toprak, "II. Meşruriyet Döneminde Paramiliter Gençlik. Örgütleri," Tanzimat'tan Cumhuriyet'e Türkiye Ansiklopedisi, Cilt 2, s.532, Istanbul 1985.

_______________________

Общество "Тюрк гюджю" (Тюркская мощь), созданное с целью ускорения тюркизации, в своем программном заявлении, изобилующем агрессивными фразами расистского толка, не скрывало, что его деятельность преследует цель спасения тюркской расы:

"Тюрк гюджю" призвано возродить былую мощь тюрок, которая, вспыхнув в песках Каракурума, в наступательном порыве распространилась по всему миру, разгромила всех, захватила все крепости, а сегодня разрознена и ослаблена. Оно (общество) вновь позволит туркам смотреть на весь мир свысока. Члены общества станут Хранителями очага, защитниками родины, бойцами Турана.

Железный кулак турка вновь опустится на планету и весь мир будет дрожать перед ним."*

На самом деле тюркизм был не слишком желанной альтернативой. Во-первых, потому что он был адекватен унижению, на что обратили внимание даже европейские путешественники. В газетах того времени, например, на страницах "Басирет" (1875 г), писали, что "некоторые люди стыдятся своего турецкого происхождения".** Во-вторых, главная цель состояла в спасении империи, сохранении ее территориальной целостности. Вот почему среди существовавших альтернатив "пантюркизм" был наихудшим вариантом, поскольку отталкивал как христиан, так и остальных мусульман. Сознание турецкого населения этой обширной империи было прежде всего мусульманским, и правители империи до последнего момента не отказывались от попыток сохранения единства общества с помощью доктрин "паносманизма" или "панисламизма".

_______________________

* A.g.e., s.531, 533.

** D. Kushner, a.g.e., s.29-30.

_______________________

Одной из главных причин этого опоздания стало преобладание расистских тенденций в процессе становления национального сознания. В Европе XVIII века господствовало понятие "нации", основанное на демократии, парламентской и политической воле и адекватной демократизации общества. Но уже во второй половине XIX века первоначальное восприятие "нации" уступило свое место расистским, социал-дарвинистским теориям и смеси этих теорий с другими понятиями о нации. Вот эти расистские, дарвинистские теории о нации и питали турецкий национализм. С помощью этих теорий турки попытались доказать, что их униженная и пренебрегаемая всеми раса на самом деле является высшей расой. Например, первые идеологи пантюркизма с гордостью отмечали, что одним из их духовных отцов стал известный идеолог расизма Габино.* По свидетельству Текин Альпа, под влиянием идей Габино находились также авторы, сотрудничавшие с журналом "Генч Калемлер дергиси".** Вот почему все без исключения теоретики пантюркизма признали, что для них послужило примером немецкое понятие нации и культуры, основывающееся на таких неизменных категориях, как раса и природные особенности. "Со своей структурой, основывающейся на таких понятиях, как раса, народ и история, эта (немецкая) культура больше соответствовала чаяниям турок, искавших свое национальное "Я".***

_______________________

* Hilmi Ziya Ülken, Türkiye'de Çağdaş Düşünce Tarihi, s.81, Istanbul 1979.

** Tekin Alp. Türkismus und Pantürkismus, a.g.e., s.7.

*** Fraçois Georgeon, a.g.e., s.84. Влияние немцев на турецких националистов огромно и является отдельной темой для исследования. Оно не ограничивалось одним только идеологическим влиянием. В страну приглашались немецкие специалисты в области политики и экономики, и им доверялось руководство вновь созданными обществами. Например, манифест основанного в 1913 г. Общества турецкого могущества изобилует хвалебными фразами в адрес немцев. Оно было создано по подобию немецкого "Пфадфиндер". Молодежной организацией Общества руководил фон Хофф, служивший в османской армии.

_______________________

Отеи турецкого национализма Зия Гекальп также считал, что турки должны брать пример с немецких "иттихадистов" (Здесь - сторонники национального единства. Зам. пер.). Только избрав этот путь, турки смогут достичь политического единства. По мнению Гекальпа, в своем развитии немцы прошли три этапа: культурное единство, экономическое единство, политическое единство... По этому пути должны были следовать также турецкие "иттихадисты".* Исходя из этого, Зия Гекальп заложил основу теории агрессивного национализма, согласно которой "Политические границы родины турок охватывают всю территорию, где слышна тюркская речь и где имеется тюркская культура".**

_______________________

* Zafer Toprak, Türkiye'de "Мilli Iktisat"(1908-1918), s.28, Ankara 1982.

** Aktaran, T.Zafer Tunaya, a.g.e., s.320.

_______________________

Раздел: Статьи | Просмотров: 1315

  Рассказать друзьям:
Поиск
При любом виде копирования материалов с сайта,
ссылка на 24april1915.info обязательна!


24 Апреля 1915 © 2011 - 2017 | Хостинг от uCoz